Как собрать коллекцию, не будучи миллионером?

Если подходить к коллекционированию без ажиотажа и вдумчиво следить за предложениями средних и малых европейских аукционов, можно собрать коллекцию, которая в будущем будет стоить не меньше, чем собрание Ростроповича и Вишневской.


За последние пять лет ни один аукционный сезон не обходился без "русской сенсации". Сентябрь не стал исключением: собрание русского искусства, принадлежащее чете Вишневская-Ростропович, выкуплена за баснословные деньги - 52 миллиона евро (по неофициальным данным, сумма сделки превысила 100 млн. долларов). Это самая большая цифра в истории русских аукционов Sotheby's. Но говорить о том, что русское искусство достигло своего ценового предела, но приходится. Интерес к русской живописи растет год от года, а финальные цены в разы превышают эстимейт (который тоже увеличивается с каждым аукционом). Специалисты утверждают, что бум на рынке русского искусства еще только начинается, и то, что сегодня уходит за сотни тысяч, завтра будет стоить миллионы.
Подобные цифры поражают воображение, и кажется, что для собирателя средней руки доступ к русскому искусству закрыт. Однако это не совсем верно. В русской живописи XIX-XX веков есть много недооцененных художников, чьи работы по значимости и уровню мастерства не уступают "раскрученным" именам, а стоят в десятки раз меньше. Картины именно этих художников могут представлять наибольший интерес для коллекционеров, в первую очередь тех, кто рассматривает собирание живописи как выгодное вложение средств.

Завтра будет дороже

Чтобы обозначить наиболее перспективных для коллекционирования художников, попробуем дать краткий обзор рынка живописи за последние 5-7 лет и отследить динамику роста цен.
В начале 2000-х годов одна из петербургских галерей продала несколько работ Роберта Фалька в среднем за 30-40 тысяч долларов каждую. Через год цена этих картин выросла ровно в десять раз, а сегодня произведения Фалька стоят не меньше полутора-двух миллионов. Еще пятнадцать лет назад хорошую работу Коровина или Репина можно было приобрести за 10-15 тысяч долларов. Теперь же их стоимость колеблется, в зависимости от известности картины, от 800 тысяч до трех миллионов. И это лишь единичные примеры того, как лавинообразно растет цена на русскую живопись.
Но в истории русской живописи есть множество замечательных художников, творчество которых представляет собой важную веху в развитии отечественного искусства. Они пока еще мало представлены на аукционах и начальная их цена, как правило, не превышает 15-20 тысяч евро.
Что же это за имена? Например, такой яркий художник первой трети двадцатого века как Георгий Якулов, друг Есенина и Айседоры Дункан. В свое время он прославился декорациями к постановкам Мейерхольда и Таирова, знаменитым портретом актрисы Алисы Коонен. Он пока еще редкий "гость" на аукционах; за последние годы была лишь одна продажа (французский аукционный дом Claude Boisgirard, гуашь в постимпрессионистском стиле.см.илл.1). Вообще не выставлялись на аукционах картины незаурядного художника Рудольфа Френца(илл.2-3),чей творческий метод лежал на стыке авангарда и реализма. А между тем многочисленные его работы находятся в собрании Русского музея и Третьяковки.

   иллюстрация 1


   иллюстрация 2


   иллюстрация 3



Авангард: неизвестные имена

О русском авангарде стоит сказать отдельно. Бессчетные скандалы, связанные с разоблачением подделок, охладили, если не сказать заморозили интерес коллекционеров к этому явлению не только русской, но и мировой художественной культуры. Хотя некоторые работы, появляющиеся на аукционах, уходят по астрономическим ценам (так, два театральных эскиза Экстер были проданы по цене свыше 300 тысяч фунтов каждый ), коллекционеры предпочитают не связываться с малоизвестными картинами даже именитых художников. Однако не стоит забывать о том, что русский авангард не исчерпывается пятью-десятью громкими именами. Есть менее известные мастера, чье творчество представляет собой отдельное явление в этой области русского искусства.
В качестве примера можно привести замечательного художника Сергея Калмыкова. Ученик Петрова-Водкина и Малевича, в юности он находился под сильным влиянием своих учителей, однако в дальнейшем открыл свой собственный путь в искусстве, кардинально отличающийся от признанных школ русского авангарда. Выставки его работ, прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге в 2003-2006 годах, показали действительный масштаб таланта, не уступающий признанным именам. При том, что художник был чрезвычайно плодовит и прожил долгую и полную событиями жизнь, работы его нечасто появляются на торгах и вполне доступны для представителей среднего класса. За последние три года на аукционах было всего лишь четыре предложения работ Калмыкова. В мае 2005 его "Фантастический пейзаж" был выставлен на "Sotheby's" с первоначальной ценой в 5-7 тысяч фунтов(илл.4) Осенью 2006 супрематическая композиция Калмыкова стоила на аукционе Lempertz 17-18 тысяч евро(илл.5). Еще одна картина, атрибутированная как Калмыков, ушла на Bukowski's в Стокгольме за 7 тысяч евро, и в мае 2007 года появилась на Bukowski's в Хельсинки его "Девушка с лирой" с эстимейтом 10-15 тысяч евро(илл.6).


    иллюстрация 4


   иллюстрация 5


    иллюстрация 6



Где искать?

Любой коллекционер согласится: чем вкладывать миллионы в работы, стоимость которых складывается во многом из предпродажного пиара, лучше приобретать недорогие картины малоизвестных, но выдающихся мастеров отечественной живописи. Но рынок непредсказуем, и где в следующий раз "всплывет" Якулов ,Френц или Калмыков, Кудряшов, Софронова и др. неизвестно. Однако даже беглый обзор рынка показывает: перспективные и доступные работы надо искать не на крупных аукционах. Знаменитые аукционные дома Sotheby's и Cristie's специализируются в основном на известных именах и отличаются высокими ценами. Похожей политики придерживаются и британские аукционы Bonham и MacDougal's.
Но не стоит забывать, что кроме них существует множество других аукционов, занимающихся русской живописью. Такие, например, как скандинавские аукционы Uppsala и Stocholms auctionsverk, аукционные дома "Bukowski's" в Швеции и Финляндии. Там появляются картины из частных собраний русских эмигрантов, осевших в этих странах после революции, а также картины российских владельцев. Кроме того русскую живопись можно найти на немецком аукционе Lempertz, французском Aguttes, швейцарском Koller. Там представлены работы художников-представителей первой волны эмиграции. Особенностью всех этих торгов является низкое первоначальное предложение и практически полное отсутствие какой бы то ни было рекламы. Благодаря этому там можно купить за вполне умеренную цену картины даже дорогих художников. (Так, например, на торгах Bukowski's в Хельсинки осенью 2006 года работа Константина Коровина парижского периода "Баржа на Сене" была оценена всего в 23-25 тысяч евро). Финальные цены на этих торгах гораздо ниже, чем стоимость аналогичных работ на Sotheby's и Cristie's. Этим и пользуются наиболее предприимчивые собиратели: часто бывает так, что работа, купленная недорого в Скандинавии, через некоторое время появляется на Sotheby's, только стоит уже гораздо больше. Так произошло, например, с коровинским "Портретом женщины в красном платье" - проданный на Uppsala за 120 тысяч евро(илл.7), через год он был выставлен на Sotheby's за цену, вдвое превышающую сумму скандинавской продажи.


    иллюстрация 7

Таким примерам несть числа, однако вывод, который можно сделать из всего этого, прост: если подходить к коллекционированию без ажиотажа и вдумчиво следить за предложениями средних и малых европейских аукционов, можно собрать коллекцию, которая в будущем будет стоить не меньше, чем собрание Ростроповича и Вишневской. Тем более что небольшие аукционные дома в Европе тщательно следят за своей репутацией, и непременным условием принятия картины на аукцион там является наличие искусствоведческой и технологической экспертиз. Таким образом, покупать картины там гораздо безопаснее, чем у отечественных дилеров, которые слишком часто оказываются нечисты на руку, о чем свидетельствуют недавние скандальные разоблачения.

Кира Оболенская

Администрация сайта Artonline.ru благодарит автора за предоставленный материал

 

дата публикации: 04.10.2007

Внимание! Перепечатка или другое использование любых материалов, размещенных на нашем сервере, возможна только в случае размещения ссылки на ArtOnline.ru.