Реализм ХХ века

Источник: "Восточный дневник дизайнера", Урицкая М.А., Исаев И.А., Яковлева С.А., изд. дом "Никола 21 век"

РЕАЛИЗМ XX ВЕКА

Реализм как изобразительное направление, проходящее в разном виде через всю историю живописи, является постоянным. В борьбе с абстрактным и идеализирующим стилями он появляется снова и снова, в новом подобии. Так обозначается изобразительный взгляд, сохраняющий в изображении реальную действительность, хотя бы приближающуюся к нашему зрительному восприятию. Посмотрев на современную художественную продукцию вокруг нас, можно увидеть преобладание реализма, хотя в современных галереях и книгах о современной живописи можно встретиться с реализмом уже лишь вскользь. Реализм в XX веке появляется в разных направлениях: социальное искусство, неореализм, социалистический реализм, гиперреализм, новая материальность, новая фигурация (арт-брут, поп-арт), магический реализм и в обычной художественной продукции как реминисценция реализма XIX века.


Й. Коллар: Ярмарка в Банской Штьявнице. Холст, масло, 50 х 60 см, 1930-е годы

Й. Коллар: Ярмарка в Банской Штьявнице. Холст, масло, 50 х 60 см, 1930-е годы

Социалистический реализм
Социалистический реализм

Главным признаком был правильный выбор темы: борьба пролетариата, воспевание труда и трудящихся, борьба за мир, в более поздний период - также темы, показывающие прекрасную жизнь при социализме. Необходимостью была «доходчивость», монументальность и неестественный пафос. Изобразительные средства и формы предписывались, соблюдались каноны классической живописи. Картина должна была быть понятной каждому, с точной идеей.


Новая фигурация
Новая фигурация

Общее обозначение тенденций модернизма с доминирующей фигурой. Творчество душевно больных и детей (арт-брут), использование отходов цивилизации (новый реализм), цинический взгляд на действительность (новая материальность) и иронический взгляд на потребительский подход общества к ценностям (поп-арт) - это самые известные стили этой тенденции. В более широком смысле понимается как направление на фигуру, вечную тему живописи, особым способом выраженную художником с помощью новых средств.


Национальный стиль
Национальный стиль

Почти по всей Европе, главным образом в региональных областях, создаются относительно самостоятельные, исходящие из народных традиций и стремления выделить положительные национальные элементы, характерные национальные стили реалистического восприятия, которые уже долгое время оказывают влияние на произведения художников. Это творчество часто приносит с собой замечательные произведения, недооцененные до настоящего времени.
Г. Собел: Всадник (Египетский мотив). Холст, масло, 112 х 99 см, 1932 г.

Г. Собел: Всадник (Египетский мотив). Холст, масло, 112 х 99 см, 1932 г.

Я. Алекси: На крыльце. Бумага, пастель, 34 х 25 см, около 1945 г.

Я. Алекси: На крыльце. Бумага, пастель, 34 х 25 см, около 1945 г.