Международный симпозиум по проблемам современного искусства..

Почему Эрмитаж стал местом проведения подобного мероприятия? На этот вопрос в первый же день ответил его директор, Михаил Борисович Пиотровский: "Симпозиум должен подчеркнуть особый интерес Эрмитажа к современному искусству в связи с планами создания собственной коллекции современного искусства". Но это в будущем. Не ранее 2014 года зрители увидят ее в стенах Главного штаба.

Михаил Каменский (ГРМ). Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже

Рассказать обо всех докладах в рамках этой статьи невозможно, но это и не требуется. Рассмотрим некоторые прозвучавшие выводы. В течение трех дней в наиболее известном музее России рассказывали о современном искусстве. Получилось символично. Проблема взаимоотношений традиционного музея и современного или актуального искусства по-прежнему не решена. Нет и альтернативы. Частные галереи остаются вне зоны интересов широкой публики. И современное искусство тоже. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Кажется, для многих сам термин современное искусство таит загадку. Современное или актуальное искусство - не есть искусство созданное в настоящее время. Тогда в число современных художников можно смело включать наравне с Олегом Куликом, Комаром и Меламидом, например, господина Шилова. Подобное вызвало бы единодушное возмущение обеих сторон. Современное искусство - это эксперимент. С реальностью, с собой, с окружающими. Эксперимент, который является (или должен являться) репликой к действительности. Так, современное искусство институт скорее социально-политический, нежели эстетический.

Естественно коснулись участники симпозиума и проблем, стоящих перед теми, кто это искусство создает, представляет и продает. Последнему пункту, коммерциализации искусства вообще, и современного - актуального искусства в частности, было уделено особенно много времени и дискуссионного пространства. Ведь симпозиум в Эрмитаже имел заглавие "Музей и Арт-рынок".

Правда, наличествовало определенное "разделение труда". О современном искусстве докладывали российские и польские специалисты. Точнее, об особенностях и условиях возможности его существования в наших странах. В секреты арт-рынка слушателей посвящали их западные коллеги. Ситуация прогнозируемая. Потому что сомнения Елены Коловской, директора Институт Про Арте, в существовании российского арт-рынка современного искусства (просьба не путать с рынком антиквариата) имеют под собой веские основания. Хотя в России нет не только нормального рынка произведений современного искусства (в этом вопросе, кажется, согласились все участники форума), но и Музея современного искусства. К сожалению, во мнении, что у этого проекта (обсуждаемого более 15 лет) нет в ближайшем будущем надежды на реализацию, участники форума также достигли редкого единодушия.

Надо отметить, что российские специалисты вообще смотрят на будущее современного искусства в России, увы, пессимистично (в отличие от иностранных коллег). Хотя и по разным причинам. Отсутствие спроса - следовательно, отсутствие возможности для художника посвящать себя творчеству. Отсутствие музеев и коллекционеров, подобных Щукину или Морозову, которые могли бы создать независимые и высококлассные коллекции. Следовательно, отсутствие качественной селекции в том сегменте культуры (эта позиция вызвала ожесточенные споры так, как многие участники придерживались мнения, что музейным работникам такая роль не пристала). В свою очередь система "фильтрации" современного искусства существующая в традиционных музеях и применяющаяся при формировании экспозиции имеет ярко выраженную компенсаторную функцию. То, есть торжествует принцип "каждой твари по паре". Отсутствие харизматического лидера, который умел бы играть по правилам СМИ. И мог бы качественно представлять актуальное искусство и его создателей публике.

Таким образом, симпозиум сложился следующем образом: российские специалисты анализировали современное искусство и его место в нашей культуре, а их западные коллеги (представители крупнейших музеев, аукционного дома Christie's, галеристы и кураторы крупнейших европейских биеннале) рассказывали, как это на самом деле должно быть…, если мы стремимся к созданию повторения американо-европейской культурной модели. Но вот как раз в возможности ее создания в нашем отечестве многие представители российской стороны и усомнились (Е. Крылова)